Дорога Жизни. Кобона

22 ноября 1941 года на Ладожском озере начала действовать Военно-автомобильная дорога, названная впоследствии легендарной «Дорогой Жизни». И тихая рыбацкая деревня Кобона стала на ней важным эвакуационным пунктом и продовольственным портом.

Ледовую коммуникацию решили проложить довольно близко от позиций противника – всего в 12-13 км в южной части Шлиссельбургской губы, так как лед здесь был более прочным, чем в других частях озера. Наименьшей оказалась и длина ледовой дороги – всего 30 км.

В тяжелых зимних условиях в кратчайшие сроки, в непосредственной близости от неприятеля были  продолжены железнодорожные пути от станции Войбокало до  Кобоны. Таким образом, железнодорожные составы смогли вплотную подходить к озеру. Кобона огласилась гудками паровозов, вокруг деревни на большом пространстве выросли наскоро сколоченные складские помещения, навесы, обтянутые колючей проволокой площадки, где лежали горы мешков с крупой, мукой, зерном. Запасы продовольствия для Ленинграда оказались сосредоточены в Кобоне.

В тот памятный вечер 22 ноября на три дня раньше установленного срока на восточный берег в Кобону вышли 60 автомобилей. На следующий день первая автоколонна двинулась в обратный путь. Лед был еще настолько хрупким, что в кузов полуторатонной машины загружали не более 5-6 мешков муки. Но и при этой нагрузке не все машины дошли до конечного пункта… 33 тонны хлеба –первый груз, который проследовал по ледовой дороге.

Нечеловеческие лишения и трудности вызвали огромную смертность среди ленинградцев. В декабре 1941 года умерло почти 53 тысячи мирных жителей. Самой страшной бедой остается голод. Единственная надежда возлагалась на Ладожскую трассу. Именно в те дни родилось в народе название – «Дорога жизни». Со второй половины января 1942 года грузы шли в Ленинград нарастающим, воистину спасительным потоком. Под огнем врага по льду озера десятки водителей делали по 2-4 рейса в день не выходили из кабины по 30-40 часов. О подвиге этих людей складывались легенды.

Только эвакуация части жителей блокадного города могла существенно улучшить ситуацию. 22 января 1942 года Государственный Комитет Обороны принял постановление об эвакуации 500 тысяч жителей Ленинграда. Путь проходил в три этапа: сначала примерно 50 км добирались до Ладожского озера по железной дороге, затем около 30 км по ледовой дороге преодолевали на автомашинах, а вглубь страны эвакуированных ленинградцев доставляли железнодорожным транспортом. Зачастую людей перевозили в открытых машинах и в сильный мороз не все могли выдержать подобное путешествие. Огромное мужество и выносливость проявляли шоферы, работавшие на самом тяжелом и опасном участке – ледовой трассе. По ладожскому льду машины шли над студеной пучиной. В случае бомбежки здесь негде было укрыться. Очевидцы до сих пор не могут забыть света фар уходящей под лед машины…

Один из важнейших эвакопунктов был организован в Кобоне. Первые машины пришли сюда 1 марта 1942 года. Прибыло сразу более 1, 5 тысяч человек – в основном, это ученики ремесленных училищ Ленинграда. В Кобоне принимали эвакуируемых, кормили, больным оказывали медицинскую помощь, а затем отправляли вглубь страны. Деревня насчитывала к тому времени не более 80 дворов, и все они в то время были переполнены. Для эвакуированных пришлось приспособить помещения школы и сельсовета. В церкови  Святого Николая Чудотворца был развернут эвакогоспиталь. Стены храма служили людям надежным укрытием от немецких бомбежек и суровых ладожский ветров.

Очевидцы вспоминают, что «церковь была набита битком». Сотрудникам эвакопункта зачастую приходилось буквально на руках носить истощенных людей, прибывавших из блокадного города, помогать им с багажом. Для детей, потерявших родителей в дороге, при санчасти был оборудован детский приемник. С началом весны последние сотни метров до берега люди вынуждены были нести груз на себе – по колено, а то и по пояс находясь в студеной воде. После многочасового пути истощенные ленинградцы получали здесь горячую пищу и сухой паек в дорогу. По карточкам им выдавали и кипяченую воду – по пол-литра на человека. Это непривычное «изобилие» до сих пор остается одним из важнейших эпизодов в благодарных воспоминаниях о Кобоне.

Нередко случалось и так, что многие из изголодавшихся людей были уже не способны переварить пищу, она для них оказывалась смертельной… Умерших хоронили в братских могилах на окраине деревни. Трагично, но до сих пор неизвестно, сколько ленинградцев, преодолевших ледовый путь через Ладогу, похоронено в Кобоне. Сегодня это одна из тем научно-исследовательской деятельности сотрудников Музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда». В планах музея – выпуск Книги Памяти.

21 апреля 1942 года официально ледовая дорога завершила работу. Летом все перевозки осуществляла Ладожская военная флотилия. 30 августа закончилось строительство озерного порта в Кобоне: здесь соорудили тринадцать пирсов-причалов, открыли доступ кораблям с озера в Ново-Ладожский канал и устье реки Козонки. До войны здесь проходили только рыбацкие боты. Погрузочно-разгрузочные работы обеспечивались двумя рабочими батальонами, сформированными из ленинградцев, и не прекращались даже во время налетов авиации противника.

Самым уязвимым местом для бомбежек были пирсы. На берегу Ладоги невозможно отрыть щели для защиты людей от бомбежек – вода выступала уже на глубине 20-30 см, поэтому единственным укрытием служили мешки с песком. Авианалеты на Кобону были почти ежедневными. Фашистские летчики выпускали серии из шести бомб, взрывы следовали с промежутками в 12-15 метров. Всего за лето было зарегистрировано 137 бомбежек, из них 122 – в дневное время. Гитлеровцы сбросили 6370 авиабомб, в среднем 33 бомбы в день.

Но Кобона служила не только важным эвакуационным пунктом, летом 1942 года здесь появились высоковольтные линии электропередач, по которым ток шел в Ленинград с Волховской ГЭС по дну Ладожского озера, имелись насосная станция подводного нефтепровода и промежуточный узел связи.

18 января 1943 года советскими войсками был взят Шлиссельбург. Блокада была прорвана. По южному побережью Ладожского озера до станции Поляны проложили железную дорогу, которая впоследствии получила название «Дорога Победы». Но Ладожская коммуникация также продолжала действовать вплоть до окончательного снятия блокады Ленинграда 27 января 1944 года.

По данным автора книги «Магистрали мужества», доктора исторических наук Валентина Ковальчука всего с начала войны до конца 1942 года из Ленинграда на Большую Землю было вывезено  около 1 миллиона 738 тысяч человек. Общие итоги перевозок по Ладожскому озеру в навигацию 1942 года он называет весьма значительными: «... в Ленинград было перевезено более 790 тысяч тонн различных грузов. Почти половину этих грузов – более 353 тысяч тонн составляло продовольствие. При этом на первом месте находились хлебные грузы – около 161 тысячи тонн муки и более 23,5 тысячи тонн зерна».

С начала 90-ых годов в Кобоне действует Музей «Дорога жизни», который является филиалом Музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда». В его экспозиции хранятся материалы, рассказывающие о легендарной магистрали. Многие годы экскурсоводом в музее работает Николай Сергеевич Харьков – старожил деревни, очевидец тех событий.

В середине 90-ых годов Дирекция музеев Ленинградской области выступила инициатором восстановления церкви Святого Николая Чудотворца, чтобы увековечить память жертв ленинградской блокады. В 1998 году под попечительством губернатора Ленинградской области В.А. Густова был создан фонд по сбору средств. Практически все необходимые деньги были собраны жителями области и ленинградцами.

В рамках благотворительной акции «Спасибо, матушка!» («Danke, Mütterchen!») помощь оказал и немецкий пастор Альфред Бер. Он провел в советском плену более четырех лет. И вернувшись на родину, он вспоминал не только о тяготах и лишениях советского плена, но и милосердие русских женщин.

Несколько лет назад кобонский храм-памятник был передан Русской православной церкви. Он является подворьем Свято-Троицкого Зеленецкого мужского монастыря. Здесь проходят службы, и одновременно ведутся восстановительные работы. И сегодня каждый из Вас может внести свою посильную лепту в это святое дело.

ПОЖЕРТВОВАНИЯ НА ВОССТАНОВЛЕНИЯ ХРАМА
ВЫ МОЖЕТЕ ПЕРЕЧИСЛИТЬ НА БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ СЧЕТ
С ПОМЕТКОЙ «НА ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЦЕРКВИ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА В КОБОНЕ»

Банковские реквизиты:

ОАО «ЭНЕРГОМАШБАНК» г. Санкт-Петербург
Р/с 40703810800000000188
К/с 30101810700000000754
БИК 044030754
ИНН 7811037572
КПП 781101001
ОКПО 23063003
ОКОНХ 98700
ОКФС 54
ОКОГУ 62000
ОКОПФ 83
ОКАТО 40285561000
ОКВЭД 91.31

Юридический адрес:
192019, г. Санкт-Петербург,
пр. Обуховской обороны, д. 24.
Тел/факс: 8 (812) 365-03-00.
E-mail:
[email protected].

ДЛЯ СПРАВКИ:
настоятель Свято-Троицкого
Зеленецкого мужского монастыря –
игумен Пахомий /Трегулов /,
телефон – 8(812) 365 03 00

All right reserved © 2017 Все права принадлежат Музею-заповеднику "Прорыв блокады Ленинграда".
Любое воспроизведение и копирование материалов возможно только с письменного разрешения администрации сайта.
E-mail: [email protected]
Телефон: 8 (81362) 25-900